Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • г. Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 45, офис 205, индекс 192102
  • +7 (812) 643-14-14
  • info@officerobkom.ru

Стовба Валерий Станиславович

Стовба Валерий Станиславович  родился 3 января 1966 года в селе Кара-Чок Гвардейского района Алма-Атинской области Казахской ССР. В 1980 году переехал в поселок Рахья  Всеволожского района Ленинградской области. Здесь он окончил среднюю школу имени Героя Советского Союза летчика А.Т. Севастьянова.
B 1983 году поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище. По окончании училища в 1986 году получил распределение в авиацию пограничных войск. Служил в авиационных вертолётных частях Камчатского пограничного округа старшим борттехником - воздушным стрелком вертолёта Ми-8. С ноября 1987 года на той же должности в Среднеазиатском пограничном округе.
В 1987 году участвовал в проведении боевых операций по обнаружению и уничтожению бандформирований на территории Афганистана. Принимал участие в десяти боевых вылетах, был дважды ранен.
После распада Советского Союза, в августе 1993 года был переведён в 20-ю авиационную эскадрилью Северо-Западного пограничного округа. В 1993 году присвоено воинское звание "капитан". В сентябре 1996 года экипаж, в котором служил Валерий Стовба, был командирован в Таджикистан на прикрытие таджикско-афганской границы - в Душанбинский отдельный вертолетный авиационный полк Федеральной пограничной службы Российской Федерации в составе Группы российских пограничных войск в Таджикистане.
Боевые действия на границе не прекращались ни на день. Вертолетчики-пограничники оказывали огневую поддержку бойцам пограничных застав и маневренных групп, вели поиск групп боевиков и наркоторговцев, высаживали десанты в самых глухих горных ущельях.
29 сентября 1996 года был принят сигнал о помощи - одна из российских погранзастав Калай-Хумского пограничного отряда подверглась обстрелу и мощному минометному удару с тыла, и с таджикской территории. Личный состав погранотряда вел бой, но уничтожить хорошо укрытую в горах батарею ему было не по силам. К тому же, пока бойцы отражали нападение на свою собственную заставу, граница была, по сути дела, открыта.
Оценив ситуацию, командир полка подполковник Сергей Липовой поднял в воздух звено в составе четырех Ми-8 и лично повел его к месту боя с экипажем вертолета (командир - подполковник Ю.И. Ставицкий, штурман - капитан И.М. Будай, бортовой техник капитан B.С.Стовба). Когда вертолет командира первым вошел в ущелье в район кишлака Махи-Нав, в котором расположилась батарея, боевики открыли по нему огонь из пулеметов, в том числе крупнокалиберных ДШК, и автоматического оружия. Машина получила тяжелые повреждения, вышел из строя один двигатель, начался пожар на борту. Капитан В.С. Стовба, сидевший за курсовым пулемётом, заметил среди камней вспышку и открыл ответный огонь. Огневая точка противника была подавлена, но пулей врага был сражен и капитан. Выполняя свой долг, погиб и капитан Будай. Несмотря на потери, экипаж выявил расположение батареи. Залпами НУРов вертолетного звена она была уничтожена вместе с другими огневыми точками боевиков. Затем ценой огромных усилий тяжело поврежденный Ми-8 был приведен на свой аэродром. Число пробоин в фюзеляже исчислялось десятками.
Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга капитану Стовбе Валерию Станиславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Похоронен в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области.
Награждён медалями «За боевые заслуги», «За отличие в военной службе» 1-й степени и другими.
В поселке Рахья Герою России установлен памятник. В авиационно-техническом училище города Кирова и в Центральном музее пограничных войск в Москве открыты памятные доски.